Как сосредоточиться на молитве
Как сосредоточиться на молитве
Молитва помогает разглядеть и понять свои грехи. Преподобный Антоний Великий написал, что не Господь гневается на грешных, а сами грехи наши мешают духовности, сближают с демонами и мучителями.
Чтобы господь услышал наши молитвы, должны соблюдаться некоторые условия:
О внимании
Сосредоточить внимание на словах молитвы.
Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» (священноинок Дорофей, 19 век)
Научиться проявлять внимание к содержанию. Если машинально читать молитву, получается опасное машинальное действие. Привычка может привести к забвению самой молитвы. Человек занимается произнесением знакомых слов, а не молится. Складывается гордыня о собственной набожности: постоянно читает молитвенные тексты, даже заучил на память. Но душу к ним не прикладывает.
Архимандрит Серафим (Романцов) заметил иноку, умеющему с чрезвычайной быстротой перебирать четки:
Никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани.
О покаянии
Если молишься правильно, непременно из душевной глубины проступает покаяние, наступает желание об исправлении. При отсутствии покаянного намерения превращаемся в тех, кого Бог наделил именем:
Лицемеры! … приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 7-9)
Смирение и благоговение
Оба чувства должны присутствовать при молитве, иначе это богопротивное действие. Если человек часто молится, появляется привычка. Она приводит к возникновению ощущения о своей праведности, как случилось в притче о мытаре и фарисее у одного из персонажей. При отсутствии смирения во время молитвы начинает одолевать соблазн обратиться к Всевышнему с просьбой о духовных дарах, испытании Божественной любви. Начинается впадение в прекрасное состояние самолюбования.
Это отмечал святой Игнатий (Брянчанинов):
Некоторый инок сказал Великому Сисою: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает Святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.
У святителя есть статья «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником», подчеркивающая, как необходимо молиться. Непременно совершать молитвенный обряд неспешно. Бесполезно читать молитву как скороговорку.
Святые отцы делают предупреждение в «Добротолюбии». Недопустимо во время произнесения молитвы в мыслях представлять себе образы Творца Небесного, Богородицы, святых. Ум не должен быть занят «видами», сказал Симеон Новый Богослов:
воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести».
В чем причина отсутствия результата после некоторых молитв
Иногда правильно совершая молитвенное действие, искренне обращаясь к Господу, не дожидаемся ответа.
К примеру, человек проявлял усердие, клал поклоны Спасителю, зажигал свечки в церкви, прося Божьей помощи в своем деле. Просимое так и не осуществилось. Естественно удивление – почему некоторые молитвы остаются без ответа?
Ведь он молился правильно, произносил искренне.
Да будет моя, Господи, воля, а не Твоя…
Да, но только из молитвы вытекал принцип, что все должно быть по его воле, а не Бога. Его молитвы выражали желание и хотение об исполнении. А как это выглядит с духовной стороны, кажется неважным.
Иисус перед тем, как был схвачен в Гефсиманском саду, ожидая страшных мук, обращался к Богу-Отцу, и слова таковы:
Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42).
Следуя Его примеру, молитву предпочтительнее строить выражением подобных мыслей:
Господи, я всё с благодарностью приму, потому что верю, что ты Сама Любовь и устроишь мою жизнь наилучшим образом. Да будет Твоя, Господи, воля, а не моя, не мои слепые желания!
Относясь к духовной стороне так, мы могли бы рассчитывать на получение Божией благодати в ответ на многие молитвы. Однако в сложных обстоятельствах мы не помним о Божией воле, устраивающей все в полезную для человека сторону. Не получая просимого, не думаем об отсутствии в нас веры. А ведь из-за этого часто до Него не доходят молитвы.