День памяти князя Владимира — 28 июля

Днем князя Владимира в православных святцах обозначено 28 июля (по старому календарю оно приходилось на 15 июля).

Став великим киевским князем, Владимир поддержал начатое до него предыдущими правителями Руси объединение всех славянских народов в одно сильное государство. Правда история и православная церковь больше выделяют его среди остальных русских князей за проведение крещения в Русском государстве. Принятие христианской веры огромными массами народа в Киевской Руси случилось именно в годы княжения Владимира.

Креститель русской земли жил как бы в двух измерениях. Сначала Владимир придерживался языческой веры, от этого периода у русского народа сохранились о нем довольно тяжелые воспоминания. После перехода в христианскую веру, князь как будто совершенно переродился. Изменения в нем произошли чудесным образом в лучшую сторону.

Появившийся на свет в 962 году в Будутиной веси (селении близ Киева), будущий великий князь вырос у бабушки при дворе великой княгини Ольги. Его мать – Малуша, бывшая при княжеском дворе ключницей, отец – великий князь Святослав. Поэтому будущий правитель Руси в детские и юношеские годы носил прозвище «робичич», что значит – сын рабыни. У отрока от неполноценного происхождения и насмешек сильно страдало самолюбие.

Когда незаконнорожденному сыну исполнилось 7 лет, Святослав Игоревич собрался в военный путь в сторону Дуная. Перед отъездом в 969 году князь выделил сыновьям их доли: самый старший Ярополк оставался в Киеве, второй сын Олег получал древлянскую землю, «робичич» Владимир становился новгородским князем. Он отправлялся в Новгородскую землю неслучайно. Оттуда прибыли представители просить себе правителя. Брат матери Владимира, дядя Добрыня, посоветовал новгородцам настаивать на правлении у них Владимира.

Спустя 3 года отец княжичей погиб на войне. Два старших сына затеяли междоусобицу, выступив войной друг на друга. Она окончилась смертью Олега. В это время Владимир скрылся, по предположениям исследователей, бежал в заморские страны. Но появился он через короткое время с наемным войском и выступил с ним на старшего брата. Вступив в сделку с кем-то из слуг Ярополка, младший брат убил законного князя и получил киевский престол.

князь владимир великий

По свидетельству древнерусских летописей, языческая вера, которой придерживался новый князь, оправдывала его жестокий, злопамятный, разнузданный нрав. Он имел 5 законных жен. Те же летописи сообщают о нескольких сотнях наложниц, среди которых были чешки и болгарки.

Как язычник, Владимир, став киевским князем, недалеко от княжеского двора основал пантеон идолов: на холме установили изваяния богов. Им поклонялись язычники, особенно главным: Перуну, Хорсу, Дажьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоше. Правление Владимира продолжалось, когда в 983 году в его столице произошло убийство христиан, варягов Феодора с сыном Иоанном. Это и есть первые, кто принял мученическую смерть за христианство на земле русичей. Но князь становился мудрым правителем государства. К примеру, им совершено не одно удачное военное наступление к западу и востоку, покорение радимирских и вятских племен, присоединение к стране «Червенских городов» (имеется в виду Волынь).

Пытаясь ввести единовластие во всем своем государстве, Владимир хотел насадить для всех древнерусских племен единого бога Перуна. Ввести культ верховного бога не удавалось, все племена молились своим божествам, имели и своего главного бога. Реформу постигла неудача. Под ее воздействием и видя рядом с собой перешедших в христианскую веру людей, Владимир постоянно размышлял о том, как изменить свою жизнь вместе с жизнью подданных. Он додумался до важного решения.

С канонами христианской религии князь был знаком с детских лет, когда бабушка приняла крещение и укореняла новую веру в княжестве. Владимир выбрал веру Христа в 988 году, осознав ее для себя. Он принял крещение не для виду, формально (так делали в его время не однажды), а по велению души. Внутренняя его решимость проявилась во многих делах, совершенных после принятия христианства.

В летописях отмечено состояние князя, сильно и быстро изменившееся с принятием крещения. Никто не мог бы понять, какие внутренние силы подтолкнули Владимира креститься – в человеческой душе невозможно прочитать. Но случилось действительно чудо. Княжеский гарем в многочисленном составе был распущен. Владимир начал жить обычной семьей, с женой княгиней Анной. Он построил в столице храм Пресвятой Богородицы (другое название Десятинная) на том месте, где были убиты Феодор с сыном. Это можно посчитать публичным покаянием за совершенный ранее грех. Мало кто из правителей решился бы на такой шаг.

Князь совсем по-новому начал относиться к смерти. Если раньше он не останавливался перед убийством врага, то перейдя в христианство, начал думать даже перед тем, как обречь преступника на казнь. Он занялся благотворительными делами. Например, объявил всем беднякам и больным, чтобы приходили к нему во дворец есть, пить, за деньгами в нужде. Выяснив, что не все имеют силы ходить ко двору, Владимир велел пустить по улицам телеги с пищей для неимущих, сирых, убогих.

Окрестившись сам, правитель надумал о введении новой религии на всей территории страны. Это благотворно отразилось бы на качестве жизни русичей. Прежде всего, став христианами, славяне поменяли бы нравственные принципы. Язычество поощряло варварство и бесчеловечность, христианство поддерживало любовь, добродетель. Оно открыло культуру и науки, принеся с собой письмо, книги. 989 год стал годом преобразований: началось насаждение новой веры, разрушение языческого алтаря, возведенного раньше. Фигуры богов сожгли, идола верховного бога утопили в Днепре.

Киевлян крестили в водах притока Днепра – Почайне. Таинство обряда соблюдали священнослужители, привезенные князем из Корсуни, частью те, которые приехали на русскую землю из Византии с новой княгиней Киевской – царевной Анной. Но крещение русичей не обошлось одним действием, а растянулось на столетия. Довольно скоро христианство распространилось в поднепровских и близких к ним городах. Правда христианами больше становились знатные горожане, остальная масса народа в новую веру втягивалась медленно.

Были районы, к примеру, та же Новгородская земля, где не обошлось без столкновений новообращенных и представителей язычества. На северо-востоке государства христианская религия воцарилась лишь в XI веке. Владимир образовал митрополию в Киеве, входившую в Константинопольский патриархат. Впервые на Руси появился митрополит Михаил, вероятно, сириец по происхождению.

Государственный строй при Владимире менялся – он стремился централизовать всю власть в Киеве. Конец Х – начало ХI столетий посвящены борьбе с основными и давними недругами – степным кочевым народом печенегов. Князь основал на южных границах государства города-крепости, протянув внушительный земляной вал от одного к другому так, что получилась «засечная черта» из пограничных застав. Не остановившись на этом, князь несколько раз отправлялся в западную сторону для заключения договоров о мире с соседями – Польшей, Венгрией, Чехией. Следующим шагом стало выделение самых крупных городов для княжения сыновей. Вышеслав сел в Новгороде, Изяслав отправился в Полоцк, Ярослав правил Ростовом… С их помощью Владимир укреплял власть. Он уделял внимание просвещению жителей государства, стремился к их образованию. Князь повелел собирать детей из видных семей для обучения грамоте. Благодаря его усилиям, в ближайшие два десятилетия Русь получила абсолютно новых людей, имеющих образование.

икона святого равноапостольного князя владимира

Великий киевский князь, крестивший и просветивший Русь, умер 15 июля 1015 года в селении Берестово близ столицы. Многие его труды сошли на нет из-за междоусобицы, разгоревшейся среди его сыновей. Приравнивание к лику святых русского князя произошло уже в XI веке. Его называли святым, крестителем, а самым ласковым прозвищем было – Красное Солнышко. Официальная канонизация произошла много лет спустя. Документы сохранили сведения об этом событии в XIV веке. За приобщение славянских племен к истинной вере, отход от язычества Владимира прославили в сане Равноапостольного Святого.

молитва иконе князя владимира

Сон с пятницы на субботу 25.06.2022

Сон с пятницы на субботу также может найти себе применение в действительности. Обилие счастливых событий и приятных впечатлений, подаренных Морфеем, говорит о получении массы положительных ...подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.