День памяти княгини Киевской Ольги – 24 июля

Имя равноапостольной княгини Ольги история сохранила как созидательницы Киевской Руси как государства. Всеми силами она постаралась собрать славянские земли в единое целое. Церковь, в свою очередь, славит имя русской княгини за особые труды в продвижении новой религии – христианства.

Почитают святую Ольгу по церковному календарю 24 июля (или 11 по юлианскому исчислению).

Великая княгиня, при которой Русь озарилась светом христианства, уроженка псковской земли, родившаяся в деревне Выбутовская весь. Время ее рождения осталось неустановленным до сих пор.

«Житие» повествует о ее родителях, которые не могли похвалиться знатностью. «От языка варяжска», вероятно, имеется в виду скандинавское происхождение. Детские и юные годы жизни девушки остались покрыты неизвестностью. Впервые ее имя появилось в летописях благодаря важному событию – вступлению в брак с Киевским князем Игорем Рюриковичем. Их знакомство и зарождение любви передают предания, но в документах об этом ничего не сообщается.

Князь отправился на охоту в Псковские земли. Выехав к большой реке, на другом берегу которой были охотничьи угодья, Игорь не знал, как переправиться туда. Незнакомый юноша как раз плыл на лодке мимо него. Князь обратился к нему с просьбой переправить его. Они поплыли вдвоем на лодке. Игорь разглядел товарища и понял, как он ошибся – то был не парень, а девица. Это и была юная красавица Ольга. Ее красота покорила молодого князя, который решил свести близкое знакомство. Но его слова показались молодой девушке слишком вольными. Она заявила, что сейчас утопится, но не допустит своего бесчестия. Ее решительность и храбрость несказанно удивили Игоря, который прекратил свои приставания. Вскоре князь отправился в обратный путь к своему двору, в Киев, где по молодости князя вместо него княжил родной дядя Олег.

Прошло время, пора было киевскому князю жениться. Захотел он взять в княгини только Ольгу. Гонцы отправились за ней на Псковщину.

княгиня киевская ольга

Об этом времени не сохранилось точных сведений. Судя по «Повести временных лет», речь идет о 903 годе. Но историки не согласны с этой датой, формулируя тем, что наследник княжеской четы родился в 942 году. В это время его матери шел 51 год. При этой дате все кажется весьма непонятным. Исследователи остановились на таком факте: 903 год проставлен в летописи позднее при попытке установить строгую хронологию в найденных текстах древних времен.

Следующий раз о супруге князя упоминает распространенное поверье о мести Древлянской земле, где убили Игоря. Туда отправился Игорь в 945 году собирать дань. Из-за его требования оплатить двойную норму древляне ожесточились. В негодовании они убили Игоря, пришедшего со своей дружиной за вторым сбором, близ города Искоростеня. Княгиня Ольга в порыве мести отплатила жителям города. Она показала себя жестким политиком и опытным военачальником, разработав план мести. Горожане частью были убиты, частью захвачены в плен, остальных обложили данью еще раз. Здесь важно отметить, что все это сотворила Ольга, будучи язычницей, а правила этой веры оправдывали главенствующий культ силы и власти.

Поход на древлян сыграл немалую роль в государственном управлении. Молодое Киевское государство подверглось реформам. Власть перешла к малолетнему князю Святославу, хотя на самом деле правила государством его мать. После древлянской войны княгиня упорядочила обложение данью. Если раньше сборы с людей были бесконтрольными, теперь налоги вносились в строгом порядке. Для этого были созданы специальные городские погосты. Теперь две части из трех от собранной суммы предназначались для нужд государства, оставшаяся часть – на содержание князя и его дома.

Вся дальнейшая жизнь княгини полностью изменилась, когда в Х веке Ольга узнала о христианской религии. По-разному объясняют историки причины воздействия на нее новой веры. Некоторые исследователи полагают сделанный в его пользу выбор влиянием собственных ощущений: учение Спасителя легло ей на душу, вошло в сердце. Их другие коллеги утверждают подход к выбору с государственной точки зрения. Ее воодушевляла мысль об объединении своей страны с помощью единой веры, далее не исключено желание выхода на мировое сообщество. Но все историки едины в том, что сама Ольга приняла христианскую веру по доброй воле и обдуманно.

В 957 году, тогда последние годы правил византийский император Константин Багрянородный (905-959), в стольном городе Константинополе прошел обряд крещения великой русской княгини. Ей дали церковное имя Елена в память первой царицы, принявшей христианство, – матери правящего Византией в IV веке святого Константина Великого. Ролью крестного отца почтил Ольгу действующий византийский правитель – Константин Багрянородный. С крещением княгиню благословил Полиевкт, патриарх Константинополя, отметивший ее в роли первой из русских женщин, вышедшей из темноты язычества к свету новой веры.

Воспользовавшись приездом в империю, Ольга согласилась на участие в переговорах с Константином. Скорее всего, они договорились о помощи его империи русской военной силой. Византии это было необходимо. Но радость от перехода в новую веру омрачало недовольство Ольги от пребывания в Византии, чему способствовало долгое ожидание приема у императора. В дальнейшем это почувствовали на себе византийские послы, прибывшие в столицу Руси. Особенного радушия со стороны правительницы не было. Вернувшись домой, княгиня начала дело распространения христианской веры на всей Руси. Строились церкви в столице и других крупных городах.

Она сделала попытку увлечь новой верой Святослава. Но сын отверг попытку. Возглавляя войско, состоящее большей частью из язычников, полководец не хотел насмешек с их стороны, хотя принимать крещение Святослав позволял всем желающим. Таким образом, Ольга справилась с миссионерской ролью. По всей Руси, в городах и селах, христианская религия распространялась все шире и шире. Крещение принимали и при дворе самого князя. Этим объясняется сделанный в дальнейшем, спустя около полувека, ее внуком Владимиром шаг к крещению всей Руси. Почва для его выбора была уже подготовлена и предрешена бабушкой, княгиней Ольгой.

святая равноапостольная княгиня ольга

969 год ознаменовался нападением на Киев печенегов, которое пришлось отражать Ольге и горожанам. Святослав со своей дружиной был в отсутствии, но на помощь подоспел находившийся неподалеку воевода Претич с небольшим войском. Степнякам поневоле пришлось отступить. В эти годы княгиня уже была тяжело больна. Она почувствовала скорую смерть, по-христиански приняла причастие и обратилась с молитвой к Господу и Богородице. Скончалась 11 июля 969 года. Согласно ее завещанию, погребена она с соблюдением христианских обрядов.

По повелению сына Святослава, киевского князя Владимира Красно Солнышко, перенесены останки великой бабушки в столицу – в храм Пресвятой Богородицы (или Десятинную). Ольга была тогда же причислена к лику святых, хотя канонизировали княгиню далеко не сразу. Только в 1547 году святая Ольга встала среди равпоапостольных в почитание за свои труды, совершенные в деле распространения христианства.

молитва святой ольге

Сон с пятницы на субботу 25.06.2022

Сон с пятницы на субботу также может найти себе применение в действительности. Обилие счастливых событий и приятных впечатлений, подаренных Морфеем, говорит о получении массы положительных ...подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.